ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница

В действительности у Чехова сложилось четкое представление о том, что он хотел бы видеть в декорациях "Вишневого сада".

Станиславский, почувствовав особый поэтический строй пьесы, думал над тем,

ак сценически воплотить ее просветленную лиричность, передать гамму нежных, трепетных чувств, смены настроений, неуловимые переходы эмоций, составляю-Jrae сложную духовную основу пьесы. Режиссер понимал, что в "Вишневом саде" ему нужны совсем иные, чем прежде, постановочные приемы. "Чудится, что вся пьеса пойдет в каком-то ином тоне, чем предыдущие. Все будет бодрее, легче... Словом, хочется пользоваться акварельными красками", - пишет он Чехову76.

Жизнь семьи Раневской, протекавшая в атмосфере красоты русской усадьбы, полная любви, нежности ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница, поэтичности и вместе с тем почти детской беспечности, -эта жизнь кончается. На нее властно наступает трезвый практицизм будущего хозяина имения Ермолая Лопахина., Но еще жива поэтическая красота дома, усадьбы, вишневого сада. Эта красота скоро погибнет, и она очень дорога Чехову. Поэтому такое большое значение для него имел в спектакле дом Раневской. Писатель такие характеризует его Станиславскому. "Дом должен быть большой, солидный, деревянный (вроде аксаковского, который, кажется, известен С.Т. Морозову) или каменный, это все равно. Он очень стар и велик, дачники таких домов не нанимают; такие, дома обыкновенно ломают и материал пускают на постройку дач. Мебель старинная, стильная, солидная; разорение и ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница задолженность не коснулись обстановки"77. Дом доживает свой век таким, каким был в прежние времена. Писатель сохранял неприкасаемой былую красоту дома, прежнего быта, и это помогало ему элегически тонко показать неизбежную гибель усадебной жизни.

Станиславский воспринимал "Вишневый сад" несколько по-иному. Он почувствовал в пьесе прежде всего трагическое начало, драматическую смену эпох и поколений. У Станиславского тема красоты отступает на второй план, он сразу снижает ее. Для него самое главное, что все рушится в семье Раневской - дом, усадьба, сама жизнь.

Станиславский настаивает на том, что дом, ветх, стар. В своем режиссерском плане он подчеркивает: "...нельзя ли устроить понятно для публики, что ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница полы трещат, иногда по всей пьесе сыплется и падает штукатурка?"78. Режиссер использует сценические приемы, чтобы усилить ощущение краха, разрушения дома. Как всегда у Станиславского - эта подчеркнутая характерность предметного мира снижала поэтический замысел Чехова.

В начале работы над спектаклем режиссер дал указание архитектору Ф. Шех-телю собрать фотографии, планы внешнего вида, а также комнат усадьбы "Киндя-новка", принадлежащей Е.М. Перш-Френч79, которые могли бы быть использованы для декораций дома Раневской. Но Симов этими материалами не воспользовался. "Чехову мерещился вишневый сад в богатом имении: Курская губерния, Линтва-ревская усадьба, дом-чертог. Богатства уже нет, оно растаяло, но окружающее великолепие ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница, хотя и потускнело, а все же сохранилось", — вспоминал Симов80. Но Станиславский шел своим путем.



Вместо старинного барского дома со следами былой красоты, режиссер и художник остановились на варианте дома обыкновенного, скромного. Чехов с необычайной твердостью настаивал на своем: "Дом старый, барский; когда-то жили в нем очень богато, и это должно чувствоваться в обстановке. Богато и уютно"81.

В те редкие дни, когда писатель приезжал в Москву, он посещал репетиции 'Вишневого сада", "нервничал: то ему не нравились некоторые исполнители, то ему не нравился подход режиссера"82. Чехов спорил с постановщиками. Книппер-Чехова вспоминала: "...декорации и обстановка ему казались недостаточно ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница интересными, богатыми", ему хотелось "больше пышности, следов былой широкой *изни"83. Очень беспокоило Чехова III действие спектакля. Он прочитал в газете

"Новости дня" заметку Н. Эфроса о "Вишневом саде". Автор, пересказывая содержание пьесы, упоминал, ссылаясь на Немировича-Данченко, что III акт происходит в какой-то гостинице. Чехова это встревожило. Он всерьез опасался, что режиссер, не поняв его замысла, задумает перенести действие в заурядную гостиницу84.

Третий акт - кульминационный в пьесе. В барской гостиной Раневской, откуда открывается вид на залу, - бал, печальный, тоскливый. Старый лакей Фирс во фраке, обнося гостей сельтерской водой, бормочет: "Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут"85.

Для Чехова очень важно было сохранить атмосферу барского дома, где облик комнат, их стильная обстановка, изящный туалет Раневской - все напоминает о былой жизни. И так трагично нелеп тоскливый провинциальный бал, где ощущается одиночество Раневской; вся атмосфера полна предчувствием надвигающейся беды. Скоро вернется с торгов Лопахин и сообщит, что он купил имение.

Чехов обдумывает детали оформления, на первый взгляд может быть и не существенные,'но очень важные для него. Так, ему необходимо, чтобы III и IV акты были сыграны в разных декорациях, третье действие - в зале верхнего этажа ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница, а финал — в помещении нижнего этажа. Зритель должен был ощутить внушительные размеры старого дома, с его просторными барскими апартаментами. Понимая, что Чехов решительно неудовлетворен тем, как снижение представили постановщики дом Раневской, режиссер вспомнил еще об одном варианте оформления. Ему припомнился макет Симова к неосуществленной постановке комедии Тургенева "Где тонко, там и рвется". Белый зал старинного особняка с расписным плафоном, с раскрывающейся анфиладой комнат, обставленных стильной мебелью - все это могло, по мысли режиссера, создавать атмосферу помещичьей жизни с "ее уютом и барственностью". Станиславский просит Чехова разрешить ему использовать этот макет в финальной сцене "Вишневого сада" и получает согласие писателя ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница86. Режиссер пытался сохранить в будущем спектакле тему красоты старого дома. Однако его намерение вступило в противоречие с самим характером постановочного плана, в котором был очень силен момент подробной жанровой повествовательности.

Чехову важно, что разорение не коснулось обстановки; дом еще хранит былую красоту. Станиславский же нагнетает впечатление разрухи, ощущение опрокинутого быта.

Тема гибели дома воплощалась в режиссерской партитуре прежде всего через зрительный ряд: "через декорацию, через жизнь вещей"87. "...Октябрь. Свежо, но тихо и солнечно. Блики солнца по полу - по всей анфиладе комнат. Драпировки и карнизы сняты с окон и дверей. Золоченые карнизы, когда-то роскошные, связаны и теперь валяются на полу ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница. По стенам... торчат гвозди, облупилась вокруг них штукатурка... Кое-где сырость и трещины штукатурки не только потолка, но и стен. Холод, пустота, неуютность и разгром. Почти все уже вывезено и продано из дома. Осталась кое-какая мебель... Рядом с хорошей мебелью попадается и старая железная кровать с тюфяком; старинный золоченый роскошный стул или булевский стол очутился по соседству со старым комодом горничной или просиженным нянькиным диваном... Всевозможные хорошие и плохие вещи прошлого столетия дополняют пестроту старинного и теперь разоренного гнезда... Анфилада комнат пуста. По полу разбросано сено, бумага"88.

Режиссер нарочито перемешивает разные уклады жизни - красоту старого дворянского быта и ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница житейскую прозу с обилием неприглядных подробностей. Он набрасывает свой оформительский план красками яркими, резкими, в чем-то чрез-

но натуралистическими. Трагическая тема конца старой жизни, психологические коллизии переживаний Раневской, Гаева, Ани Станиславский опрокидывает в этот густой перевернутый быт. Может возникнуть вопрос, а как же первоначальное впечатление режиссера от пьесы, для которой он хотел бы найти акварельные краски? В этом и заключалось противоречие и сложность понимания и воплощения Станиславским "Вишневого сада". Он выстраивал оформительскую линию финала, нагружая его остро схваченными, сгущенно-характерными подробностями. Но эта предметная среда, хотя и отягощенная деталями, была дана не только во имяширокого жизненного ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница повествования. Оформление в большей мере определяло эмоциональную атмосферу действия, в нем ощущался скрытый подтекст, выражающий психологические коллизии пьесы. Станиславский давал развернутую зрительную картину финала во имя выявления настроения. Работая над "Вишневым садом", режиссер часто повторял: "Все искусство сводится к настроению... сцена, и пьеса, и искусство существуют для того, чтобы возбуждать в зрителе настроение. Все должно стремиться к этому: и актер, и декорации, и костюмы, и освещение, и эффекты"89. Но оформительские приемы Станиславского были слишком материальны, порою тяжеловесно грузны для тонкой поэтичной ткани пьесы.

В окончательном варианте спектакля Станиславский во многом отошел от своего первоначального плана, освободил его от чрезмерной загруженности бытовыми ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница подробностями. Вместе с Симовым он ищет декорационные приемы более ясные, строгие. В процессе работы над спектаклем режиссер пришел к мысли о ненужности еще одной, дополнительной декорации для финала пьесы. Так отпала необходимость в использовании макета к комедии Тургенева "Где тонко, там и рвется". Режиссерская интуиция подсказывала Станиславскому, что психологически убедительнее будет сыграть финал спектакля в декорации первого акта - детской. "Мне чувствуется, что так пьеса будет уютнее, что публика сроднится с домом. Вторая зала вносит какую-то путаницу. Может быть она нужна Вам, чтоб еще больше оттенить былое богатство, но это выразится, мне кажется, и так. При одной декорации для ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница двух актов - однообразия не будет, так как опустошение дома изменит совершенно настроение 4 акта"90. Чехову пришлось согласиться. По замыслу Станиславского, декорация I акта - детская - становилась ведущей, к ней были стянуты все психологические нити пьесы.

Первое действие спекталя. Раннее майское утро. В комнате старого помещичьего дома еще темно. Рассеивается утренний туман, и солнечные лучи сначала робко, а затем все смелее проникают в комнату сквозь белые кисейные занавеси. Симов раскрывает сценическое пространство как бы постепенно, давая понять зрителю, что помещение детской когда-то было перегорожено. Левая часть комнаты кажется чуть выше, правая пониженной. Ощущением светлой радости, надежды веет от детской, залитой весенним ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница светом, с играющими на полу и стенах солнечными бликами, с заглядывающими в окна цветущими вишнями. А вместе с тем легкая, неуловимая грусть ощущается в привычном уюте детской, с ее покойно, прочно стоящей на своих местах мебелью, громадным шкафом, креслами в белых чехлах, Детским столиком и стулом. Раневская в волнении припадает к старой мебели. Гаев обращается с торжественной речью к столетнему шкафу: "Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование..."91.

В облике детской, в характере старой мебели, чуть нескладной, но такой дорогой обитателям дома, в тонком подборе деталей: старых акварелей, фотографий на стенах, - постановщики сумели передать атмосферу милого уюта, тепло устоявшегося ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница быта, овеянного воспоминаниями. Станиславский и Симов очень тонко почув-

ствовали атмосферу детской. Немалую роль сыграло и то, что постановщики хорошо знали характер интеллигентных домов, которые они воссоздавали на сцене. Вероятно, они были знакомы и с домом Чехова.

Д. Мережковский очень тонко запечатлел атмосферу московской квартиры Чехова. "Воздух любовный, простой и теплой нежности в московской квартире Чехова"92. Эту атмосферу тепла, нежности, уюта и какой-то незримо тонкой связи самой детской, ее обстановки с прошлым героев пьесы донесли в оформлении первого действия Станиславский и Симов.

Как преображалась эта светлая детская в финале спектакля! Симов сохранил здесь ту же планировку ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница, что и в декорации I акта. Казалось, здесь все было прежним: и высокие окна, и белые двери. Но не было больше ни старого шкафа, ни удобных кресел, ни фотографий на стенах. Узлы, сундуки заполняли комнату, в окна сиротливо глядели голые ветки вишен. Жизнь детской с теплотой ее уюта — с этим было покончено. Раневская, Гаев, Аня, Варя навсегда покидают дом. Бледный луч осеннего солнца пробивается сквозь запертые ставни. Раздается глухой удар топора - эта рубят вишневый сад. Холодом, заброшенностью, безнадежностью веет от старой детской, где умирает забытый всеми дряхлый Фирс.

В декорации детской постановщики сумели передать сложную гамму душевных переживаний: светлую ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница радость и надежду, грусть о прошлом и трагическое ощущение конца прежней жизни в усадьбе. И все же, даже эта лучшая декорация спектакля была дана Станиславским и Симовым с известными отступлениями от замысла драматурга. Великолепие старого барского дома, его красота, все то, что Чехов так тонко чувствовал в усадебной культуре, не нашло воплощения в декорациях.

Не менее важны были для Чехова и пейзажные мотивы "Вишневого сада".

Тема красоты природы проходит во всех пьесах Чехова, и особенно сильно звучит она в "Вишневом саде". Источником красоты для Чехова была усадьба, старинный барский дом, тенистые аллеи парка с березами и липами, озеро, сад.

Действие своих ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница пьес Чехов растворяет в природе; она живет жизнью одушевленной, полна потаенного глубинного смысла, меняющихся настроений. Очень верно заметил исследователь драматургии Чехова Б. Зингерман: «...пейзаж в "Чайке" и в других чеховских пьесах меняется вместе с душевным состоянием драматических персонажей, и мы даже перестаем понимать - природа влияет на настроение действующих лиц или же их настроение кладет свою печать на окружающий пейзаж»93.

Писатель одухотворил, одушевил и комнаты старых усадебных домов, и расстилающийся вокруг пейзаж. Поэтому так важны были для Чехова пейзажные темы "Вишневого сада".

Уже в первом акте звучит поэтический мотив цветущего сада. Сколько нежности, восторженной любви к нему у ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница обитателей усадьбы.

Садом восторгается эмоциональная, экзальтированная Раневская, мечтательный Гаев, и прозаическая, вечно хлопочущая по хозяйству Варя. "Взгляните, мамочка: какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!"94.

Станиславский и Симов с помощью световых и звуковых эффектов передавали атмосферу майского утра. За окном слышно щебетание птиц, играют солнечные лучи, в окна детской заглядывают цветущие вишни. Симов объединяет в декорации два мотива - старой детской и сада. Чехов хотел видеть вишневый сад в цветении, весеннем ликовании красок.

Поэтический образ вишневого сада, "сплошного белого сада", на сцене выгля-

ел скромно. Сад был изображен иллюзорно, предметно несколькими бутафорскими деревьями, стоящими за окнами детской. Всего богатства интонаций чеховской пейзажной ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница лирики оформление Симова донести не могло. Позже Станиславский с горечью признавался: «...у нас всегда был "Вишневый сад" без вишневого сада!»95

Пейзажные ремарки Чехова к пьесе скупы, точны, в них заключен глубокий поэтический смысл. Писатель предполагал, что они должны быть развиты, обогащены режиссером и художником чисто сценическими приемами.

В постановочных партитурах Станиславского большое значение приобретали звук, свет, музыка, цвет - весь изобразительно-музыкальный строй спектакля.

Ремарки "Вишневого сада" давали постановщику большие возможности расширительной поэтической интерпретации образов природы. Особенно характерен был второй пейзажный акт пьесы, очень важный для Чехова. Ремарки к этому действию возбуждают фантазию Станиславского. Ему хочется во всем ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница богатстве передать полноту русской природы, чтобы кричал коростель, квакали лягушки, чтобы ощущалась напоенность сценического пейзажа стихией жизни, красками природы. Чехов поправляет режиссера, приглушает эффекты, которыми тот так щедро насытил сценическую партитуру. Чехов пишет Станиславскому: "...в это время коростель, кажется, уже не кричит, лягушки тоже умолкают к этому времени. Кричит только иволга... Мост это очень хорошо. Если поезд можно показать без шума, без единого звука, то - валяйте"96. Реакция Чехова понятна. В постановках его пьес Станиславский, по его собственному признанию, "привык злоупотреблять не только световыми, но и слуховыми сценическими находками". К периоду работы над "Вишневым садом" относится шутливое высказывание писателя ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница: «Послушайте! — рассказывал кому-то Чехов, но так, чтобы я слышал, - вспоминал Станиславский. - Я напишу новую пьесу, и она будет начинаться так: "Как чудесно, как тихо! Не слышно ни птиц, ни собак, ни кукушек, ни совы, ни соловья, ни часов, ни колокольчиков, и ни одного сверчка"»97.

Чехов переносил действие "Вишневого сада" в места более южные, в природу более яркую по краскам, не встречавшуюся в его прежних пьесах. Станиславский верно ощутил тональность пьесы. Он писал Чехову: "Общий тон декорации - леви-тановский. Природа - орловская и не южнее Курской губернии"98.

Режиссура МХТ связывала мир пейзажных образов Чехова с полотнами Левитана.

Картины живописца прочно вошли ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница в сознание современников, особенно художественной интеллигенции. Характерно, что и для самого Чехова среднерусская природа была неразрывно связана с Левитаном. Чехов писал Л. Мизиновой из Ялты: "У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее. Здесь же она ни то, ни се, точно хорошие, звучные, но холодные стихи"99.

Еще задолго до окончания пьесы Чехов определил свое отношение к будущему оформлению. Он писал В.И. Немировичу-Данченко: "...обстановочную часть в пьесе я свел до минимума, декораций никаких особенных не потребуется... Во втором акте своей пьесы реку я заменил старой часовней и колодцем. Этак покойнее. Только во втором акте вы дадите мне настоящее зеленое поле ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница и дорогу и необычайную для сцены даль"100.

В "Вишневом саде" Чехов хотел видеть декорации иными, чем прежде, без чрезмерной насыщенности характерными бытовыми деталями, без развернутой повествовательное™, присущей постановкам Станиславского и Симова. Пьеса требовала приемов оформления строго отобранных, поэтически точных.

Второй акт спектакля. На переднем плане сцены небольшая часовенка, не-

сколько старых могильных плит. В стороне темнеют тополя, там въезд в усадьбу. В глубине простирается поле, на горизонте видны очертания далекого города. Тихий июньский вечер. Скоро сядет солнце, и все краски слегка притушены. Семья Раневской вышла прогуляться, присели отдохнуть перед часовней. На скамье - Раневская, Гаев, неподалеку Лопахин. Тревога не покидает Любовь Андреевну ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница: "Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом"101. Сидят, задумавшись. Тихо, слышно только, как что-то бормочет Фирс. В это время, перед заходом солнца, природа особенно чутка, настороженна, так что ощутим каждый ее шорох. И вдруг раздался звук словно лопнувшей струны: это где-то далеко, в шахте сорвалась бадья, и тревожно отозвался в тишине этот замирающий печальный звук. Раневская вздрагивает: "Пойдемте, уже вечереет". Становится свежо, Фирс надевает на Гаева пальто. Все уходят. Постепенно темнеет, на небе появляется луна.

В этом пейзажном акте Чехов дал сложную гамму состояний природы: короткое время перед заходом ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница солнца, быстро надвигающиеся сумерки, ясная тишина летней ночи.' "Второе действие последней чеховской пьесы - непревзойденный образец театрального пленэра"102.

Чехов растворил действие в пейзаже и через природу, смены ее состояний он передавал настроение героев, беспокойство, охватившее Раневскую, Гаева. Тревога пронизывает действие, тревога за судьбу имения, судьбу вишневого сада.

Сценический пейзаж у Чехова - не мгновенно запечатленный мотив природы, он дан в поэтически обобщенном восприятии, в длительном временном развитии; это пейзаж поэтический, символического звучания. И хотя в декорации Чеховым обозначены кое-какие детали, самое важное для него - зеленое поле и бескрайняя даль. В этом образе слились характерные черты среднерусской природы, понятые в ее глубинной поэтической ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница сути.

Чехову не нужны были излишества оформления. Чтобы передать ощущение простора, шири природы, ему хотелось, чтобы театральное пространство было свободным, открытым, широко распахнутым. Сценический пейзаж Чехова с картинной интерпретацией простого мотива, с тонко переданным настроением природы, с ощущением длящегося времени был пронизан музыкой. В чередовании различных состояний природы чувствовалось мелодическое начало. Сценический пейзаж второго акта "Вишневого сада" в своем эмоциональном звучании сближался с поздними полотнами Левитана, с его картинами-раздумьями: "Стога", "Летний вечер" и др.

Чехов возлагал на этот акт большие надежды. Однако ожидания писателя не оправдались. Пейзажная декорация должна была поддерживать психологическую линию действия с ее ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница сложными оттенками эмоциональных состояний. Но она оказалась в спектакле невыразительной, скромной, жанровой.

В чем же была причина расхождения режиссера и художника с Чеховым? Станиславский по своему обыкновению стремился развить, расширить скупые ремарки писателя. Фантазия вела его к образам событийным, повествовательным.

Художественный замысел пьесы Станиславскому удалось воплотить благодаря тонкому постижению характеров, умению раскрыть сложную гамму чувств и настроений. Но одновременно в режиссуре спектакля присутствовала и увлекательная жизненная характерность, которую Станиславский обыгрывал в действии. Герои сидели на копнах сена, Гаев отмахивался от комаров носовым платком и т.д. Режиссер не мог отойти от своей непреоборимой любви к деталям, к сочным, живописным жанровым подробностям ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница. Повествователь-

ное начало в режиссерском плане Станиславского, живописные поиски Симова вели их к иному, чем у Чехова, образу - они склонялись к пейзажу жанровому, камерному.

С самого начала работы над спектаклем Симов ориентировал режиссуру на искусство Левитана, и здесь решающее слово было за художником.

Давнее знакомство Симова с Левитаном, когда они вместе ходили на этюды, ездили по городам русской провинции, - все это давало декоратору определенные преимущества перед Станиславским. И хотя режиссер мыслил очень яркими зрительными категориями, все же изобразительное искусство ему не было так близко, как молодому Мейерхольду. Поэтому Станиславский полагался на Симова, верил, что художник выберет нужный мотив природы, наполнит ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница декорацию "левитанов-ским" настроением.

Подготавливая "Вишневый сад", Станиславский очень активно работал с художником над зрительным образом спектакля. Вместе с Симовым он делал макеты, искал наиболее выразительные планировки.

Пейзажные темы спектакля декоратор решал самостоятельно. Художник довольно быстро отыскал для декорации подходящую натуру. "Все согласились, что выбранный мною уголок природы в вечернем освещении должен выглядеть именно по-левитановски"103. Но то, что видел в Левитане Симов, было совсем иным, чем то, что ощущал в Левитане Чехов и в чем он сближался с ним, особенно в поздний период творчества живописца.

Работа над сценическим пейзажем продвигалась быстро, оставалось найти для декорации подходящую ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница часовню. Пайщик МХТ А.А. Стахович посоветовал Симо-ву "воспользоваться интересным мотивом в имении Якунчиковых. Лучшего придумать было нельзя: на опушке просторной поляны, среди ряда тонких березок, мы увидели серый небольшой сруб со старенькой крышей, поросшей мхом, стены покосились, окружающая его балюстрада осела. Зарисовку я почти целиком воспроизвел на сцене", - вспоминал Симов104. Так родилась эта декорация, соединив в себе два натурных этюда, причем последний, с часовней, определил содержание зрительного образа.

В правом углу сцены - покосившаяся бревенчатая часовенка, подле нее старая скамья, рядом раскиданы копны сена. Поодаль несколько тонких березок, молодая ель.

В глубину протянулся луг, за ним стена ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница леса. Сценическая картина воспринималась как реальный вид с натуры. Вместо пейзажа обобщенного, поэтического, с бескрайним простором, со сцены представал уголок природы скорее более северной, камерной, с мелкими формами. Это был скромный лирический пейзаж, предметно выписанный, исполненный в неяркой гамме натуральных тонов.

Художник считал, что его сценические картины соответствовали лирике Чехова и Левитана. Близость трактовки природы у Левитана и Чехова Симов понимал буквально. В прозе писателя и в полотнах живописца его восхищала "простота, мягкость тона, скромность красок и масса настроения"105. Но это был самый об-Щий, скорее привычный план восприятия Чехова и Левитана.

Мир поэтических образов Чехова Симов воплощал в ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница скромных лирических пейзажах. Художник изображал на сцене тихие уголки русской природы, получившие широкое распространение в живописи 1890-х годов, навеянные полотнами Левитана и породившие так много подражаний картинам "настроения". Сценическим пейзажам Симова нельзя было отказать в лирической задушевности, но художник не мог раскрыть "душу" природы.

Драматургия Чехова, ее пейзажные темы требовали тонкой и точной лирической интонации, одухотворенной наполненности, красоты художественной формы, всего того, что несла с собой культура и живопись нового времени.

В "Трех сестрах" и в "Вишневом саде" образы природы даны Чеховым с особой поэтической простотой. В них и глубокое лирическое переживание природы, и восторг перед ее красотой, и ощущение вечности земли ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница, ее непреходящего бытия. Все это создавало иной, более высокий поэтический аспект восприятия природы.

Симов не обладал широким поэтическим видением жизни природы, способностью постигать и воплощать в художественной форме ее сущностный поэтический смысл.

Жизненная характерность, яркие черты быта более всего были доступны художнику. Поэтому наибольший успех у него был тогда, когда надо было воплотить на сцене наполненную уютом, теплом жизненную среду.

Интерьерные сцены в пьесах Чехова, и в особенности в "Вишневом саде", были лучшим, что создано режиссером и художником. В каждой декорации быт интеллигенции легко узнаваем. Не случайно зритель шел в МХТ не только на спектакль "Три ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница сестры", но он шел в дом сестер Прозоровых. «На рубеже веков был момент редчайшего исторического совпадения: пьесы Чехова играли и смотрели люди, многие из которых были сами "чеховскими". Они жили в той же повседневности, с теми же настроениями, в тех же житейских и душевных ритмах. Им была знакома и понятна эта жизнь - их жизнь...»106

В создании жизненно достоверной и душевной атмосферы квартиры Прозоровых, дома Раневской оформление Симова имело очень большое значение. Неудача преследовала художника тогда, когда ему надо было оторваться от повседневности, дать образ поэти кски многогранный.

Масштаб дар эвания Симова был скромен, а его приверженность старой жанро-во-иллюстративной ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница манере была очень сильна, и это не могло не сказаться на оформлении "Вишневого сада". Благоуханную свежесть, красоту цветущего сада в первом действии, ширь и простор природы во II акте Симов передать не смог.

Все опасения Чехова, все его несогласия с режиссурой более всего касались оформления II акта. У писателя осталось горькое чувство неудовлетворенности постановкой, ее декорациями. Спустя несколько месяцев после премьеры "Вишневого сада" он писал О. Книппер-Чеховой: "Немирович и Алексеев в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы... Имею ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница тут в виду не одну только декорацию второго акта, такую ужасную..."107.

Неудачу "Вишневого сада" и последовавшую вскоре кончину Чехова театр переживал очень тяжело.

Встреча Художественного театра с драматургией Горького была очень важной для дальнейшей судьбы МХТ.

Чехов познакомил Горького с МХТ в 1900 г., когда театр прибыл на гастроли в Ялту. Здесь, в доме Чехова, велись долгие разговоры о судьбе МХТ, о его репертуаре. Горький загорелся желанием написать для театра. Однако время шло, драматург пьесы не давал. МХТ оказался в тяжелом положении. В конце 1901 г. Станиславский вместе с Симовым поставил пьесу Вл. Немировича-Данченко "В мечтах". Это было характерное для того времени ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница произведение, навеянное пьесами

Чехова, но не оригинальное, а скорее эпигонское. Противоречие мечты и действительности в жизни современной интеллигенции драматург истолковал в духе мод-ць!Х тогда идей Шопенгауэра. Станиславский почувствовал искусственность драматургических построений, и его режиссерский план дал "лишь добросовестную зарисовку бытового антуража, мизансцен, переходов состояний действующих лиц и пр. Тщетно было бы искать здесь какой-либо общей идеи, единого образа спек-

такля"108-

Постановка этой внешне эффектной мелодрамы стала самой большой неудачей Станиславского. Спектакль подвергся резкой критике, внутри театра против него возникла оппозиция, которую возглавил Мейерхольд. Это вызвало резкий конфликт с Немировичем-Данченко, размолвку со Станиславским. Вскоре ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница Мейерхольд покинул МХТ. Художественный театр с нетерпением ждал произведений М. Горького.

Первой пьесой Горького, поставленной в МХТ, были "Мещане". Спектакль был осуществлен Станиславским, Немировичем-Данченко и Симовым в 1900 г. Анализируя метод Станиславского, И.Н. Соловьева сделала очень верное наблюдение. «Первое, чем отличается работа Станиславского над пьесами Горького от его работы над пьесой Гауптмана или (тем более) над пьесами Чехова, кажущаяся близость к которым в "Мещанах" так обманчива, - это отсутствие сродненности с миром, возникающим на сцене». В "Мещанах" этот "мир... освещен с неподвижной точки, рассмотрен пристально и сторонне; это мир, до мелочей известный и до мелочей чужой"109.


documentaksezsb.html
documentaksfhcj.html
documentaksfomr.html
documentaksfvwz.html
documentaksgdhh.html
Документ ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 3 страница